«Учитель-тот человек, который может делать трудные вещи легкими» Такие верные слова Ральфа Эмерсона как никогда в полной мере характеризуют работу педагога в школе. Самое важное-суметь донести непростые знания доступно, понятно и легко. Это становится возможным только при плотном контакте учителя и ребенка, при желании учителя отдать, а ученика-принять то новое и интересное, что открывается на уроке. И такой тандем обязательно получится у каждого педагога на своем неповторимом занятии.
Сегодня, 24 марта, на базе МБОУ «Солнечная СОШ № 1 стартовал региональный этап конкурса профессионального мастерства в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Педагог года Югры – 2025» в номинации «Учитель года Ханты-Мансийского автономного округа-Югры». Занятия в рамках конкурсного испытания «Урок» отличались простотой и профессиональным изяществом, учеников приглашали в мир науки учителя истории и русского языка, начальной школы и математики.
Акулевич Алла Анатольевна на уроке истории в 10 классе говорила о международном положении и внешней политике СССР в 1920-х гг. По словам учителя, нужно не учить историю, а учить и воспитывать при помощи истории. В работе были применены методы систематизации, поиска информации и другие. В результате занятия от исторических понятий и терминов пришли к обоснованному выводу о том историческом событии, которое легло в основу урока.
В течение урока дети работали в группах, использовали политическую карту мира, прибегали к помощи учебника. Основным историческим событием, о котором шла речь на уроке, была Генуэзская конференция, давшая в начале XX века новый виток развития нашей страны.
Учитель начальных классов Жейкова Ольга Анатольевна провела урок окружающего мира с учениками 2 класса. Тема урока «Глобус. Карта. План» Ребята с большим интересом изучали модель Земли, работали в блокнотах, выданных преподавателем.
На уроках был использован фронтальный опрос, работа в парах. Дети знакомились с планом местности, работали с наглядностью, предлагали пути решения проблемных ситуаций, например, что нужно делать в походе, когда нет мобильной связи.
На уроке Габайдуллина Ильяса Гизатулловича восьмиклассники изучали свойства числовых неравенств, для плодотворной работы учитель использовал индивидуальную, групповую, традиционную формы работы. Были применены частично-поисковый, наглядно-иллюстративный метод.
Особенностью урока стало использование современных образовательных ресурсов: GEO-GEBRA, пликерс. По словам Ильяса Гизатулловича, любой конкурс профессионального мастерства-это событие, нужно наслаждаться каждым днем.
Грищенко Лиана Раисовна представила урок геометрии. На первый взгляд стандартная тема о прямоугольных треугольниках была представлена учителем в игровой форме. Цель-повторить и обобщить материал по данной теме-была достигнута.
Математика-царица наук, поэтому на уроке не обошлось без критического мышления, так как именно такая форма работа позволяет развивать ум, были использованы технологические интеллект-карты, при помощи которых дети учились выстраивать связи между предметами и явлениями. Лианой Борисовной также была затронута тема Великой Отечественной войны.
На уроке истории Борисова Вера Викторовна с учащимися 5 класса изучила тему «Александр Македонский и его завоевания» Ребята должны были научиться характеризовать историческую личность.
В среднем звене ученикам особенно нравится игровая форма работы, поэтому дети с удовольствием перенеслись во время правления македонского царя. Учителем было предложено взглянуть на ту эпоху глазами правителя, почувствовать колорит исторического периода. Дети не только играли-они работали в группах и парах, отвечали на вопросы Веры Викторовны. Главной целью урока было развитие эмоционального интеллекта у детей, цель была достигнута.
Конкурсный день завершил урок учителя русского языка Ватолиной Ольги Ивановны. Повторение по теме «Местоимения» - важное звено в изучении предмета в 6 классе. Основной целью было обобщить знания, провести анализ пройденного материала.
Как правило, урок повторения – самый интересный урок в любом разделе предмета «Русский язык». Так и сегодня дети работали в группах, отвечали индивидуально, показывая хорошие знания по данной теме. Элементы проблемного обучения показали, что учитель подобрал те приемы и методы, которые помогли детям на уроке работать слаженно и дружно. В заключительной части Ольга Ивановна познакомила учеников со случаями неуместного употребления местоимений, используя элементы развития речи.
Также сегодня стартовало еще одно испытание под название «Педагогическое интервью». Испытание на практике оказалось достаточно интересным. Участникам предлагаются 10 вопросов, выбранных путем жеребьевки.
Первой участницей, открывшей данное испытание стала Червинская Мария Викторовна из г. Сургут. Мария Викторовна очень уверенно держалась на интервью, грамотно и содержательно выстраивала свои ответы. Прозвучали актуальные вопросы, ответы на которые поступали незамедлительно.
Один из таких вопросов был о значимости в жизни учителя быть на одной волне со своими учениками. Мария Викторовна считает, что несомненно учитель должен идти в ногу со временем, понимать, о чем говорят ученики, знать язык, на котором они общаются. При этом быть с учениками на одной волне не значит, что нужно под них подстраиваться, также важно иметь общую волну, на которой учитель может заинтересовать своих учеников собственными увлечениями.
Следующей участницей стала Ярошко Елена Владимировна, учитель изобразительного искусства в школе для детей с ОВЗ. На интервью педагог поделилась методами из собственного опыта, одним из которых является игра «Угадайка». На уроке Елена Владимировна поэтапно рисует детям животных, но при этом применяя нетрадиционные формы и правила. С каждым этапом ребята стараются угадать, что же должно получится в итоге. Зачастую срабатывает эффект удивления, когда они видят конечный результат. Помимо этого на уроках Елены Владимировны присутствуют необычные формы рисования путем смешивания красок или же с применением бытовых предметов.
На этом первый конкурсный день подошел к концу. Некоторые участники уже преодолели по одному из конкурсных рубежей, кому-то же это еще предстоит сделать. Будем с нетерпением ждать следующего конкурсного дня.