Руководитель года образовательной организации
25 марта 2025 года на окружном конкурсе «Руководитель года образовательной организации 2025» проведено конкурсное испытание «Защита проекта». Участники конкурса представляли управленческие проекты, в которых показали накопленный опыт работы. Все конкурсанты обозначили цели и задачи проекта, его актуальность, практическую значимость и этапы реализации.
Юдина Юлия Сергеевна (муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества») представила проект по теме «Арт-наставник: вдохновлять искусством, вдохновляться добром», разработанный в июне 2023 года. Цели и задачи направлены на организацию образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями. Одним из этапов реализации проекта является набор детей, на сегодняшний день волонтеров более 100 человек, тьюторов -50. Разрабатываются программы по освоению образовательных навыков у детей, привлекаются эксперты (медики, психологи и др.) Чтобы понять, насколько эффективно и качественно ведется образовательная деятельность проведены мероприятия: «Арт-Движ», на котором проводилось 10 мастер-классов прикладного характера, участвовало 65 детей; и форум «Мой опыт Арт-наставника». Данный проект удостоен грантом.
Фокина Светлана Сергеевна (муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Звездочка» г. Белоярский») выступила с проектом «Мир будущего: здесь и сейчас». Тема данной работы является вызовом на современные реалии, т.к. актуальность обоснована необходимостью создания среды для гармоничного развития личности ребенка. В детском саду организованы центры патриотического воспитания, изучения ПДД, искусства (картинная галерея), географии, чтения, подвижных игр, экологии. С целью формирования гражданской позиции проводятся выборы президента детского сада, родительские собрания в виде «родительских парковок» (по запросам), семинары с привлечением социальных партнеров. Так как администрации важно видеть не результаты, а невыполненные мероприятия, то разработаны параметры экспертизы образовательной среды, проводится диагностика.
Образовательное учреждение стало инновационной площадкой по реализации данного проекта
Овсянников Артем Андреевич (муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» город Когалым) работал уже с несколькими проектами: Совет молодых педагогов, организация юнармейского класса, патриотическое воспитание в школе. На сегодняшний день школа №7 является инновационной площадкой по реализации проекта «Школьное инициативное бюджетирование», имеет статус «Первой академии ШкИБ». Данный проект позволяет обучающимся дать субъективную оценку возможностей позитивных изменений в школе, осуществляется адресная поддержка, работа носит заявительный характер, воспитывается уважительное отношение к труду других людей.
Танана Анастасия Юрьевна (муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Юбилейный», Кондинский район).
Управленческий проект «Сеть-мобильный педагог» разработан с целью обеспечения доступности качественного дополнительного образования школьников, предполагает взаимодействие учреждений допобразования, решает проблему удовлетворения образовательных потребностей детей из труднодоступных территорий.
Формы работы: онлайн – занятия, дистанционные воспитательные мероприятия, выезд специалистов на воспитательное событие. Работа организована согласно Договору сетевого взаимодействия, реализуется 17 программ дополнительного образования.
Долба Ирина Александровна (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №34» г. Нижневартовска)
Проект «Организация сетевого взаимодействия между МБОУ №34 и Нижневартовским многопрофильным реабилитационным центром для инвалидов «Таукси» (комфортная учебная среда для каждого)» разработан с целью оказания педагогической, психологической, коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями. Актуальность данной проблемы вызвана повышением количества детей с ограниченными возможностями здоровья (особенно с опорно-двигательным аппаратом), необходимостью обучения на дому. Используется материально-техническая база реабилитационного центра, педагогический коллектив школы реализует образовательные программы. Таким образом осуществляется комплексное сопровождение ребенка через систему социально- педагогической помощи.
Дорофеев Максим Анисимович (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 3») показал актуальность проекта «Бережливое» управление как средство повышения эффективности деятельности образовательной организации». Директор считает, что качественное образование сегодня - это благополучное завтра. И на это влияет творческий потенциал педагога, в частности его свободное время.
Администрация школы в своей работе опирается на научную организацию труда, рассматривает преимущества оптимизации образовательного процесса, выявляет проблемы, отрицательно влияющие на учебный процесс. Реализация данного проекта – это поэтапный процесс внедрения практик «бережливого» управления: «Кайзен», «Система 5С», «Канбан- доска».
«Бережливое» управление-это мощный инструмент для повышения конкурентно-способности образовательного учреждения.
Овсянников Артем Андреевич (муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» город Когалым) считает, что основной управленческой задачей является распределение денежных средств. «Школьное инициативное бюджетирование» - один из методологических аспектов воспитательной практики. Администрация школы руководствуется важным принципом: строить дом не для детей, а вместе с детьми. Один из первых социальных проектов – «Зона 51», который показал, что ученики готовы не только менять помещения школы, но и ее стиль (атрибутику, эмблемы и т.д). Таким образом в школе формируется самоуправление. Дети изобретают, меняют, создают новые объединения. Организация выходит на самоокупаемость, участвуя в конкурсах и грантовых проектах. Школе №7 г.Когалым первой по стране присвоен статус «Академии ШкИБ». Таким образом, школьное инициативное бюджетирование воспитывает у учеников не только активность, но и ответственность, бережливость.
Дорофеев Максим Анисимович (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 3») организовал групповую работу по теме «Создание эффективной команды». Были определены правила совместной работы и выполнялись задания:
1) информация о себе;
2) создание проблемной ситуации;
3) различие команды и группы;
4) варианты команды и группы в управленческой деятельности.
Максим Анисимович познакомил с правилами эффективной работы руководителя, провел обратную связь с коллегами.
Юдина Юлия Сергеевна (муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества») провела мастер- класс по теме «Погода в доме», показав эффективные коммуникации в трудовом педагогическом коллективе, которые помогут создать благоприятную атмосферу.
Коллеги выполняли задания, определяя свою функцию в трудовом коллективе, указывая необычные факты о себе, увлечения, хобби. Для организации отработки навыка невербальной коммуникации в коллективе была организована работа групп по заданиям:
- «Матрица совпадений»;
- обладая знаниями об общих увлечениях, придумать, как их использовать в педагогической деятельности;
- благодарность (сказать слова благодарности соседу, повязать ленточку).
С целью преодоления барьера в профессиональной среде можно использовать игровые приемы «Крокодил», «Глухой телефон». Данная работа способствует улучшению коммуникаций в коллективе.
Фокина Светлана Сергеевна (муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Звездочка» г. Белоярский») своим выступлением отвечала на проблемный вопрос: «Где детей учить хорошо? или поиск идеальной образовательной среды». Выяснили, что основной проблемой развития современных детей является недостаток физической активности. Факторы:
1) Гаджеты;
2) Урбанизация;
3) Образовательная система.
Утренняя зарядка не включена в режим дня, игры малоподвижны, взрослые накладывают на детей ограничения с целью безопасности.
В учреждении транслируется детский канал «Звездочка», где пропагандируются навыки здорового образа жизни. Определены возможности для детской активности: спортивные зоны и уголки, используется технология Гришаевой «Клубный час» («Звездный час»), система подкастов.
Светлана Сергеевна завершила свое выступление словами Ницше, немецкого философа: «Кто знает ЗАЧЕМ, тот найдет любое КАК».
Танана Анастасия Юрьевна (муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования оздоровительно-образовательный (профильный) центр «Юбилейный», Кондинский район) представила свой опыт по сохранению центра «Юбилейный» как учреждения дополнительного образования.
Тема выступления: «Управленческая геометрия: непростой выбор». Для решения проблемы по реорганизации учреждения, сохранения кадрового состава была проведена определенная работа с использованием следующих технологий:
- «Золотой круг» Саймона Синека (с целью выявления проблем);
- «Дорожная карта» (для определения целей и задач, сроков их реализации, назначение ответственных за каждый этап);
- «Квадрат Декарта» (как инструмент планирования);
- «Линия баланса» (с целью самоанализа).
Долба Ирина Александровна (муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №34» г. Нижневартовска) вела разговор о профессиональном дефиците – времени.
«Время- это то, чего мы хотим больше всего, но то, что мы используем хуже всего». Уильям Пенн
Тайм-менеджмент - комплекс приемов управления временем. Правильное использование техник позволяет руководителю эффективно решать задачи и организовывать деятельность образовательного учреждения.
Управленческие задачи:
- анализировать;
- синтезировать;
- определять, что важно, а что срочно;
- что делегировать, что убрать;
- что спланировать на будущее.
«Работать нужно не 12 часов, а головой» - сказал Стив Джобс.